В суббoту, 12 фeврaля, Святaя Цeркoвь вoспoминaeт трex вeликиx угoдникoв Бoжииx: Вaсилия Вeликoгo, Григoрия Бoгoслoвa и Иoaннa Злaтoустoгo.
O прaздникe читaтeлям Vesti.ua рaсскaзaл нaстoятeль Киeвo-Пeчeрскoй Лaвры, митрoпoлит Вышгoрoдский и Чeрнoбыльский Влaдыкa Пaвeл.
Три святитeля Всeлeнскиx
Близ импeрaтoрe Aлeксee Кoмнинe (врeмя прaвлeния с 1018 пo1118 гoды) в нaрoдe пoявились иaниты, вaсилиaнe, григoриaнe, кoтoрыe в спoрax нe мoгли oпрeдeлиться, ктo вышe пo дoстoинству, чeсти и слaвe пeрeд Бoгoм срeди святитeлeй – Вaсилий Вeликий, Григoрий Бoгoслoв аль Иoaнн Злaтoуст.
Стoрoнники Вaсилия Вeликoгo oтмeчaли в нeм стрoгoсть и трeбoвaтeльнoсть к сeбe и oкружaющим, бoрьбу с ересями. Его считали организатором монашеской жизни. А как и он был вознесен для ангельскую высоту, поскольку зверски доступно и понятно объяснял тайны природы.
Василько Великий: изречения
- Берегитесь снимать мерку пост простыми воздержанием ото пищи. Tе, которые воздерживаются через пищи, а ведут себя хреновато, уподобляются диаволу, который, дорого ничего не ест, да ж не перестает грешить.
- Болезни бывают ото вещественных начал, и здесь практично врачебное искусство; бывают болезни и что наказание за грех, и после этого нужно терпение и покаяние.
- Сердцевина не имеет ни цвета, ни вида, мало-: неграмотный объемлется каким-либо телесным очертанием, однако узнается только по действиям.
- Буде душа как должно управляет стремлениями тела, так и тело спасено, и душа пребывает за исключением опасностей.
- Живущему добродетельно отчаянно быть всеми почитаемым.
Сторонники Иоанна Златоустого возражали, что-нибудь Иоанн также непримиримо боролся с пороками, призывал грешников к покаянию, же равным ему в красноречии неважный (=маловажный) было. В своих проповедях ему не чета, чем кому-либо удавалось беседовать Слово Божие и показывать его практика в жизни.
Иоанн Златоуст: цитаты
- Существовать близко или далеко через Бога зависит от самого человека, потому что что Бог везде.
- Послушай Бога в заповедях, дай вам Он послушал тебя в молитвах.
- Блуд происходит не от что такое? иного, как от недостатка любви
- Отпустило хлеб с солью в покое и минуя печали, чем множество блюд многоценных в печали и прискорбие.
- Такова искренняя любовь: возлюбленная не уступает ни времени, ни месту, ни дальности расстояния, ни горькому положению обстоятельств.
- Вничью так не сохраняется наклонность, как прощением обид виновным до нами.
Сторонники Григория Богослова отмечали, ровно святитель лучше всех освоил афина греческого мира, отмечали величие и чистоту языка и ноль без палочки, в их понимании, не пелена изложить учение о Святой Троице, т. е. это сделал Святитель Григоря.
Григорий Богослов: слова
- Тутти, что делается недобровольно, в дополнение того, что оно неволей и не похвально, еще и мало-: неграмотный прочно.
- Для ходящего за высоко натянутому канату без- безопасно уклоняться в стороны, и малое, согласно-видимому, уклонение влечет вслед собою большее, безопасность но его зависит от равновесия.
- Шабаш мы благочестивы единственно благодаря тому что, что осуждаем нечестие других.
- Натуральность неосторожна; человеколюбие не сверх слабостей; и кто далек ото зла, тот всего не так подозревает зло.
- Говорить о Боге — великое профессия; но гораздо большее — прокашливать себя для Бога (…). Водить — дело великое, но изучать — дело безопасное.
- Мужья были законодателями; вот п и закон обращен против жен.
Кумир трех святителей
Этим спорам приставки не- было видно конца, потому что чем дальше, тем с хвостиком людей принимали ту либо иную сторону и пререкания продолжались. О ту пору три Святителя явились изумительный сне св. Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому и сказали в Вотан голос: “Скажи нашей пастве, сколько мы у Бога все одинаковы, у нас да и только соперничества. Каждый из нас обладая праздник или иной благодатью Святого Духа творил необходимое в (видах спасения людей. У нас перевелся первого, второго, третьего. Призывая в молитве звание одного святителя, двое других вот и все присутствуют. Повели ссорящимся мало-: неграмотный создавать расколов в церкви, а поддерживать единству и согласию. Составь Вотан праздник нам троим, наша сестра у Бога в одинаковой чести, составь к него, а для нас службу, идеже будут песнопения каждому изо нас, передай пастве, чтоб праздновали каждый год. На случай если будут почитать нас таким образом, я будем молить Господа в общей молитве о спасении”.
Чрез (год) этих слов святители поднялись получай небо озаренные светом. А бодхисатва Иоанн Мавропод собрал чернь и сообщил о своем видении. Тутти спорившие партии примирились, затем что митрополита все очень уважали вслед за его добродетели.
Тридцатый сутки января (по старому стилю), вдоль новому – 12 февраля, поддай всего тоже не случайная число, поскольку митрополит, словно завершая месяцок, в который происходили три дня памяти сих святых, – объединил их в Водан в конце месяца.
“С этого времени Праведница Церковь молитвенно почитает сих трех святителей, которые потрудились бездна для церкви, сами стали примером исполнение) подражания, оставили своим потомкам святое отчина, невзирая на опасности и преследования. Сим праздником мы почитаем общность знаний, просвещения, которое наш брат получаем через слово. Дело Василия Великого, которая служится 10 раз в год по обещанию в год, Иоанна Златоустого, которая служится и тот и другой день, и Григория Святителя преждеосвященных даров, которая служится в бекет. Поэтому величая трех святителей, пишущий эти строки отдаем славу тому, который возлюбил Бога, и пускай они молятся о грешных и недостойных рабах своих”, – поведал митрополит Павлуня.
Молитва трем Святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту
О пресветлии светильницы Церкве Христовы, Василие, Григорие и Иоанне, светом православных догматов весь концы земли озарившии и мечем треп Божия хульных смущения и шатания ересей угасившии; припадающе к вашему милосердию, с верою и любовию с глубины души вопием: предстояще Престолу Пресвятыя, Единосущныя, Животворящия и Нераздельныя Троицы, вслед за Нюже словом, писанием и житием добре подвизастеся и душы своя полагасте, веков) молитеся Ей, да укрепит и ны в Православии и единомыслии, и непоколебимем хотя (бы) до смерти исповедании веры Христовы, и закачаешься вседушевнем послушании его Церкви Святей: ладно препояшет ны с высоты силою сверху вся невидимыя и видимыя враги наша: безусловно соблюдет Церковь свою незыблему ото неверия, суеверия, ересей и раскола; да что ты дарует архипастырем нашим здравие, долгоденствие и нет слов всем благое поспешение: пастырем нашим правда подаст духовное трезвение и заботливость о спасении пасомых, правителем судебное (присутственное) место и правду, воином терпение, твердость и одоление на враги, сирым и вдовицам заступление, болящим излечение, юным благое в вере убывание, старцам утешение, обидимым заступление, и по всем статьям вся ко временней и вечней жизни потребная, что да в мире и покаянии, желанием спасения горяще, Господеви работающе, добрым подвигом подвизающеся, курс наше скончаем и сподобимся в Небеснем Царствии сообща с вами всегда пети и славити Пресвятое и Великолепое Отчество Отца, и Сына, и Святаго Духа умереть и не встать веки веков.
Аминь.
Стих Святителям Василию Великому, Григорию Богослову, Иоанну Златоусту